Уроки и мастер-классы

Урок 6 Советы по крашению (теория)

Это не урок, а страничка с советами. Не знаю нужна ли она, но думаю прочитать разок пригодится.
    Окраска - творческий процесс и давать точные и четкие рекомендации сложно, да и не нужно. Я напишу только то, как работаю сама, поэтому ваше право не следовать моим советам. Каждый вырабатывает удобную ему методику. И это правильно. Если не получать от работы удовольствия, то даже следуя точным инструкциям вряд ли может получиться что-то интересное. Поэтому прочитайте, но делайте все по-своему.
    Я, например не закрепляю краску на заготовках. Мне кажется, в этом нет никакой необходимости: мочить то наши цветочки все равно нельзя. Хотя очень многие со мной не соглашаются. Может и правильно делают?

    О красителях.
    Сейчас выбор красок очень велик. Для цветов я пользуюсь анилиновыми красителями в порошке и иногда красками для батика.
    Порошковые анилиновые мне нравятся огромной палитрой цветов. И даже если покупаешь сразу несколько пакетиков одного оттенка – скорее всего они будут отличаться. Я подозреваю, что это происходит из-за кустарного производства этих самых красок. Наверное, это скорее недостаток, чем достоинство, но учитывая, что расход красок минимальный, мне не доставляет это никаких беспокойств. Скорее наоборот - расширяет палитру.
    Продаются они на рынке, в корейских рядах. Стоят копейки. Спрашивать, для какой ткани предназначена краска – бесполезно, продавцы уверяют, что для любой. То есть, вас вежливо спросят, для какой нужна вам и дадут для шелка и хлопка из одной упаковки.
    При работе над цветами меня эти краски устраивают полностью: цвета яркие и чистые, осадка не дают, смешиваются хорошо, ложатся на ткань ровно (действительно на любую). Разбавляются водой.
    В связи с занятием батиком у меня появились и другие краски. Специально для росписи ткани. Называть фирмы не буду.
    Есть краски российского производства. В наборе пять цветов. Очень концентрированные. Между собой хорошо смешиваются. Доступные по цене. Оптимальный вариант для начала работы.
     Немецкие краски двух разных фирм. Их я покупала отдельными флакончиками. Выбор цветов огромный. Очень понравились. Но их я использую по прямому назначению (для батика), поскольку дороговаты.
    Могу сказать, что для окраски лепестков годятся и те и другие.
    Можно подкрашивать жидкой тушью. Скажу честно: тушью красила только по сухому (прорисовывала прожилочки, пятнышки, точечки). Но читала, что можно окрашивать лепестки и погружением.
    Для работы желательно иметь набор из основных цветов: красный, желтый, синий, черный. Остальные цвета можно получить при смешивании. Все, думаю, знают результаты смешения цветов, но все-таки еще раз вставляю соответствующую таблицу.

    Таблица смешения цветов.

  • красный + желтый = желто-оранжевый, оранжевый, кирпичный
  • красный + синий = малиновый, бордр, фиолетовый
  • красный + голубой = розовый, алый, лиловый
  • желтый + синий = темно-зеленый, изумрудно-зеленый, желто-зеленый
  • желтый + голубой = светло-зеленый, бирюзовый,салатный
  • светло-зеленый + красный = светло-травянистый, болотно-зеленый
  • темно-зеленый + красный = темно-травянистый, оливковый, коричневый
  • желто-оранжевый + коричневый = золотистый
  • коричневый + красный = красновато-коричневый (терракотовый)
  • коричневый + желтый = каштановый
  • фиолетовый + синий = сине-фиолетовый
  • розовый = оранжевый = лососевый
  • розовый = желтый = чайной розы

 

    Это все по краскам.

    Практические советы.
    Часто встречала в книгах, что лепестки лучше замачивать в спиртовом растворе, а не в воде. Но я, попробовав и то и другое, решила, что лучше в воде. После спиртового раствора лепестки сохнут раза в два быстрее, поэтому нужно спешить их покрасить. Кроме того, иногда краски сворачиваются, реагируя со спиртом и, лепесток летит в ведро. Оно нам надо?
    Когда нет подходящего оттенка (бывало и такое) – крашу чем попало. Ну нет разбеленных оттенков в красках для ткани! А в гуаши есть.
    Только если рискнете последовать моему опыту, имейте в виду – гуашь прилипает к горячей бульке и может подгорать. Поэтому гуашь нужно сильно разбавлять водой и обрабатывать лепестки осторожно, не перегревая инструмент.

    В коробочке с красками у меня лежат еще и шприцы, правда, без иголок. Ими удобно набирать краски из бутылочек. И лишнюю можно обратно слить.


    Что касается кисточек, то их у меня очень много. Для окраски лепестков, обычно я пользуюсь тонкими: жилочки рисуются единичкой, пятнышки – троечка, четверка. И чуть покрупнее – для заливки лепестка цветом. Белка, колонок – берите то, что для вас удобнее. Можно и синтетику.
    В качестве емкостей для окрашивания удобно пользоваться баночками Петри.
    Подкрашивать лепестки, прорисовывать прожилки советую на стекле. Под него можно подкладывать белый лист бумаги.
    Сушу я лепестки на застеленных белой бумагой газетах. Хоть и говорят все, что ничего не отпечатывается на лепестках, но мне постелить бумажку не сложно. Важно во время сушки перемещать лепестки, чтобы они не прилипли к бумаге.

И, еще несколько советов:

  • Чтобы получить более сложный и приглушенный цвет, добавьте чуточку черной краски (не перестарайтесь).
  • Чтобы зелень выглядела более натуральной, добавьте в зеленый краситель каплю красного. Он приглушит яркость зеленого, и цвет будет более естественным. А некоторые листья можно по контуру даже обвести красной краской (например, листья розы). А на некоторые можно просто посадить красное пятнышко – очень живописненько получается.
  • Если нанести пятно краски на влажную ткань – оно мягко растечется, если на сухую – получится четкий контур. Если нужно получить плавный переход от одного цвета к другому, делайте это на влажной ткани.

       

Это все, что я хотела рассказать вам про окраску.
    А вторая часть этого урока - практическая работа. Сделаем ирис с полной окраской лепестков. И по сырой ткани и с сухой прорисовкой элементов.

Читайте Урок №6 (часть вторая)

  

Нет комментариев

Добавить комментарий